Словесность
win      koi      mac      dos      translit 



Поэзия:

Александр Кабанов


        АЙЛОВЬЮГА


        * МОСТЫ
        * ГОВОРЯЩИЙ КОЛОДЕЦ
        * СЛОВО БЕГЛОЕ
        * Мы все - одни. И нам еще не скоро...
        * Я сам себя забыл о жизни расспросить...
        * АППАНСИОНАТА
        * Вечно-зеленая накипь холмов. Алиготе...
        * ФОНТАНГО
        * Я на себя смотрю издалека...
        * На Страстной бульвар, зверь печальный мой...
        * Молчат ниверьситетские сады...
        * СОН В КИПАРИСОВЫХ СТРУЯХ
        * ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАНС
        * Мир недосказан. И оставлен нам...
        * Лелея розу в животе...
        * ОТЪЕЗД
        * Фиолетовой, густой сиренью Таврии...
        * Бушпритом корябая то, что еще...
        * Возле самого-самого синего...
        * Как виноград, раздавлен был и ты...
        * В Месопотамии, там...
        * АТЛАНТОВ ОМУТ
        * Сентебряцая и колокольча...
        * Переливистей форели и печали...
        * Мой милый друг! Такая ночь в Крыму...
         
        * ПОСТСЕКСУАЛЫ
        * НОВЫЙ ШЕКСПИР
        * О чем с тобой поговорить...
        * Играла женщина в пивной...
        * Деревянные птицы настенных часов...
        * Выйду из себя - некуда идти...
        * НА ЮЖНОМ БАЗАРЕ
        * Я приближен к твоим рукам!..
        * ВЕСНА В ТАВРИЧЕСКОМ САДУ
        * Моя летающая клеть...
        * Выкуришь сигарету - вот и прошла минута...
        * Час неровен, и бес - не в ребро...
        * Еще темно и так сонливо...
        * Рыжей масти в гостиной паркет...
        * Оставим женщин сплетничать в саду...
        * Был полдень, полный хрупкой тишины...
        * Озябший огонек сутулился в ночи...
        * Крутится-вертится шар голу...
        * Вдохновенье выдоха и вдоха...
        * РЕЧНЫЕ ОБЛАКА
        * Мой старый бард...
        * И жизнь прошла, и смерти не осталось...
        * Стояла ночь у изголовья...
        * Мне б дожить до врагов...
        * Парашютными шелками шурша...


          МОСТЫ

          1
          Лишенный глухоты и слепоты,
          я шепотом выращивал мосты -
          меж двух отчизн, которым я не нужен.
          Поэзия - ордынский мой ярлык,
          мой колокол, мой вырванный язык;
          на чьей земле я буду обнаружен?
          В какое поколение меня
          швырнет литературная возня?
          Да будет разум светел и спокоен.
          Я изучаю смысл родимых сфер:
          пусть зрение мое - в один Гомер,
          пускай мой слух - всего в один Бетховен.

          2
          Слюною ласточки и чирканьем стрижа
          над головой содержится душа
          и следует за мною неотступно.
          И сон тягуч, колхиден. И на зло
          Мне простыня - галерное весло:
          тяну к себе, осваиваю тупо.
          С чужих хлебов и Родина - преступна;
          над нею пешеходные мосты
          врастают в землю с птичьей высоты!
          Душа моя, тебе не хватит духа:
          темным-темно, и музыка - взашей,
          но в этом положении вещей
          есть ностальгия зрения и слуха!

          _^_




          ГОВОРЯЩИЙ  КОЛОДЕЦ

          Донкихочется мне: сквозь лазурные выи степей,
          сквозь лозу винограда, примятую лаем овчарок,
          возвратиться к тебе, азиатских пригнать лошадей,
          запах страсти одеть в раскаленную кожу гречанок.
          Задремаю в тебе, словно жертвенный нож в глубине
          голубиных очей. И в ничейных объятьях шалавы
          утомленно проснусь, потому что почудилось мне:
          заунывная степь и степенная поступь расправы
          надо мной и тобой. Расставание - легче любви,
          здесь, в таврийском краю, населенном травой и людьми,
          сердце - тише воды, а чуть выше моей головы -
          говорящий колодец, который оставили мы.
          Опускаешь ведро, выпускаешь лебедку из рук,
          и она улетает, звеня, улетает на юг,
          и тяжелая цепь так тебе благодарна, мой друг,
          за пустую свободу - издать металлический звук.
          Быть непонятым - это избитый удел меньшинства,
          Темнота не влюбилась, а просто впервые ослепла.
          Донкихочется мне: и колодец диктует слова,
          разбавляет водой, укрепляет присутствием пепла...

          _^_




          СЛОВО  БЕГЛОЕ

          1
          Где-то, может быть, на юге,
          может быть, в иной печали -
          мы не знали друг о друге
          и себя обозначали:
          тенью, выпавшей в осадок
          наших крыльев босикомых
          и фольгой от шоколадок -
          до убийства насекомых.

          2
          Две канальи на канале,
          порыбачив беззаботно,
          окунали-выкунали
          окуней в ночные окна
          распружиненных гостиниц.
          А на рейде, еле видно,
          русской задницей эсминец
          барражировал обидно.

          3
          Где-то, может быть, в дороге,
          прикорнув у облепихи,
          нам смотреть на все тревоги
          сквозь вино из Лепетихи,
          чтоб не верилось, как будто
          мы не встретились, робея,
          где барахтается бухта
          в духоте гиперборея,

          4
          где отсвечивает синим
          силуэт старинной башни,
          где мечтаешь о России,
          как мечтают о вчерашнем.

          Может быть, вернуться снова
          и придумать на досуге -
          слово беглое и слово,
          что останется на юге?
          Или, может, все остыло,
          и твою печаль тревожит
          то, что есть, и то, что было,
          или то, что быть не может?

          _^_




          * * *

          Мы все - одни. И нам еще не скоро -
          усталый снег полозьями елозить.
          Колокола Успенского собора
          облизывают губы на морозе.
          Тишайший день, а нам еще не светит
          впрягать собак и мчаться до оврага.
          Вселенские, детдомовские дети,
          Мы - все одни. Мы все - одна ватага.
          О, санки, нежно смазанные жиром
          домашних птиц, украденных в Сочельник!
          Позволь прижаться льготным пассажиром
          к твоей спине, сопливый соплеменник!
          Овраг - мне друг, но истина - в валюте
          свалявшейся, насиженной метели.
          Мы одиноки потому, что в люди
          другие звери выйти не успели.
          Колокола, небесные подранки,
          лакают облака. Еще не скоро -
          на плечи брать зареванные санки
          и приходить к Успенскому собору.

          _^_




          * * *

          Я сам себя забыл о жизни расспросить,
          так забывают свет в прихожей погасить
          и двери перед сном закрыть на шпингалет.
          Я принял эту жизнь. Надежней яда - нет.

          Зима - все на мази, все схвачено, браток:
          на каждое мгновенье придуман свой шесток,
          бензин подорожал, провинция в грязи.
          Шофер моей души, прошу, притормози!
          Застынь, застопорись и выпей натощак
          двойной одеколон студенческих общаг.
          Отчизны не видать - сплошные закрома.
          Шофер моей души, не дай сойти с ума,
          услышав костный хруст промерзших деревень.
          И в лучшие стихи - мои слова одень.
          Как в ярые меха с боярского плеча,
          одень стихи мои в рычанье тягача:
          пусть лязгает полями и согревает вас
          печальное чудовище моих бессонных глаз.
          Все схвачено, браток. Врагов понамело.
          Чу! Кто-то постучался в лобастое стекло:
          вот так, вечерним летом, стучится мотылек,
          как будто женский пальчик в простреленный висок!
          Остановись, мгновенье, в краю родных осин!
          Шофер моей души, финита ля бензин!
          Какой сегодня век? - Четверг, браток, четверг.
          А обещали - жизнь. А говорили: "Снег"...

          _^_




          АППАНСИОНАТА

          Море хрустит леденцой за щеками,
          режется в покер, и похер ему
          похолодание в Старом Крыму.
          Вечером море топили щенками -
          не дочитали в детстве "Му-му".
          Вот санаторий писателей в море,
          старых какателей пансионат:
          чайки и чай, симпатичный юннат
          (катер заправлен в штаны). И Оноре,
          даже Бальзак, уже не виноват.
          Даже бальзам, привезенный из Риги,
          не окупает любовной интриги -
          кончился калия перманганат.
          Вечером - время воды и травы,
          вечером - время гниет с головы.
          Мертвый хирург продолжает лечить,
          можно услышать, - нельзя различить, -
          хрупая снегом, вгрызаясь в хурму, -
          море, которое в Старом Крыму.

          _^_




          * * *

          Вечно-зеленая накипь холмов. Алиготе.
          Словно кофейник, забытый на общей плите,
          берег, предчувствуя море, сбегает во вне, -
          ближе к волне, в лошадиной своей наготе.
          Стол полирован. Сельдью прижат сельдерей,
          Брынза, еще не расстрел, но бледна и дырява,
          и репродуктор орет, и орава детей.
          И на иконе вырванных с мясом дверей -
          влажный язык волкодава.
          Вот и налили, и выпили, морщась в рукав,
          сквозь волосатые ноздри пары выдыхая.
          "Что там с погодой?" Хозяин трактира лукав -
          снова налив, отвечает: "Погода плохая"
          Каждый по-своему жив и по-своему прав,
          но почему не посажен на цепь волкодав?

          _^_




          ФОНТАНГО

          Водевиль, водяное букетство, фонтан-отщепенец!
          Саблезубый гранит, в глубине леденцовых коленец,
          замирает, искрясь, и целует фарфоровый краник -
          Так танцует фонтан, так пластмассовый тонет "Титаник"!
          Так, в размеренный такт, убежав с головы кашалота,
          окунается женская ножка, в серебряных родинках пота:
          и еще, и еще, и на счет поднялась над тобою!
          Так отточен зрачок и нацелен гарпун китобоя.
          Под давленьем воды, соблюдая диаметр жизни,
          возникают свобода пространства и верность Отчизне,
          и минутная слабость - остаться, в себя оглянуться,
          "но", почуяв поводья, вернуться, вернуться, вернуться! -
          в проржавевшую сталь, в черноземную похоть судьбы
          и в пропахшие хлоркой негритянские губы трубы...

          _^_




          * * *

          Я на себя смотрю издалека
          зрачком непревзойденного стрелка
          и целю в скороспелый опыт свой
          отточенною стрелкой часовой.
          Зачем я разговариваю с Вами?
          нездешними, грядущими губами
          благодарю за то, что это - Вы?
          Покойный век в прыщавый лоб целую,
          чтоб незаметно сплюнуть. Почему я
          Вас презираю с силою любви?
          В районе сердца, в области груди
          мои слова прописаны. Приди,
          приди, отчизна, в звании Поэта!
          и, даже грязь, улыбкой освети!
          Над миром тьма. Четвертый месяц лета.
          Бессильна смерть. И есть тому причина -
          я жизнью болен так неизлечимо,
          что женщина любимая боится
          хроническим бессмертьем заразиться.
          И остается: ангелу - кружить,
          Вспорхнув с декоративного камина,
          А мне - писать, а Вам - при этом жить,
          Мои стихи в камине ворошить -
          банальное горит неповторимо.
          И остается только морщить лбы,
          дрянной портвейн потягивать из фляги,
          смотреть на звезды и считать столбы,
          завернутые в праздничные флаги.

          _^_




          * * *

          На Страстной бульвар, зверь печальный мой,
          где никто от нас - носа не воротит,
          где зевает в ночь сытой тишиной
          сброшенный намордник подворотни.
          Дверью прищемив музыку в кафе,
          портупеи сняв, потупев от фальши,
          покурить выходят люди в галифе,
          мы с тобой идем, зверь печальный, дальше.
          Где натянут дождь, словно поводок.
          кем? Не разобрать царственного знака.
          Как собака, я, до крови промок,
          что ж, пойми меня, ведь и ты - собака.
          Сахарно хрустит косточка-ответ:
          (пир прошел. Объедки остаются смердам.)
          если темнота - отыщи в ней свет,
          если пустота - заполняй бессмертным?
          Брат печальный мой, преданность моя,
          мокрый нос моей маленькой удачи,
          ведь не для того создан Богом я,
          чтобы эту жизнь называть собачьей?
          Оттого ее чувствуешь нутром
          и вмещаешь все, что тебе захочется,
          оттого душа пахнет, как метро:
          днем - людской толпой, ночью - одиночеством.

          _^_




          * * *

          Молчат ниверьситетские сады,
          садысь, биджо, на краешек ля-ля,
          Отечество, спасибо за труды!
          Любил (*бал)? Не видно с корабля.
          За этот хаос в сонной голове,
          за этих яблонь голые ряды,
          за хлеб и соль на мокром рукаве.
          Отечество, спасибо за труды!
          Когда перед тобою свет и тьма -
          в две задницы сомкнут свои ряды,
          не все ль равно, куда сходить с ума,
          кого благодарить за все труды?
          Не все ль равно, улыбка или пасть
          в твоих садах последует за мной?
          Зима сменяет зиму. А зимой -
          на чьих коленях яблоку упасть?

          _^_




          СОН  В  КИПАРИСОВЫХ  СТРУЯХ

          Мы не уходим. Смерть мудрей и старше
          любви, Отчизны; и, порой, она
          мне так напоминает возвращенье
          к любви, Отчизне, к жизни, наконец.
          Она рифмует и она ревнует,
          а ты ее совсем не замечаешь:
          в строю агав, в полночном лае псов,
          в гробах, которые несут навстречу
          твои друзья. И воздух обожжен,
          и слепотой зрачок вооружен.
          Мы не уходим. Легче написать,
          посплетничать за рюмкою цикуты.
          чем полюбить. Опустошенный речью, -
          ты ловишь кипарисовые струи,
          как в первый раз, последние минуты...

          _^_




          ИСТОРИЧЕСКИЙ  РОМАНС

          Отливал синевой и молился поленьям смолистым
          колченогий топор во дворе анархиста. И чистым,
          свежевымытым телом, просторной, холщовой рубахой
          покорялась деревня. И шея белела над плахой.
          И входили войска: грохоча, веселясь, портупея.
          В это страшное время в любви признавался тебе я.
          В сумасшедшей стране (топоров, полуправд, полуистин)
          Бог прощает того, кто себе не прощает корысти,
          кто себе не прощает: ни Бога, ни черта, ни друга.
          Пробуждается страх - и готов умереть от испуга.
          Наша память болтается, словно колхозное вымя
          между ног исторических дат. Называется имя,
          называется город, а дальше, немного робея, -
          дом, подъезд, где в любви признавался тебе я...

          _^_




          * * *

          Мир недосказан. И оставлен нам
          в незавершенной прелести мученья,
          как женщина - обыденным словам
          уже не придающая значенья.
          Достигнув совершенства в немоте,
          уныло мореходствуя над рифмой,
          я понимаю, что - бессилен стих мой,
          замешанный на крови и воде -
          Пред музыкой, одетой в кружева
          осенних рощ. Перед тобой, Россия,
          любовь моя бессильна, и слова -
          лишь способ выражения бессилья.
          Я знаю: твой полночный бег светил
          и все вокруг, в своем движеньи новом,
          придумал тот, кто воплотил
          и не открылся ни единым словом.

          _^_




          * * *

          Лелея розу в животе
          ладонью мертвого младенца,
          ты говоришь о чистоте
          под белым флагом полотенца.
          В пеленках пенистых валов
          пищат моллюски перламутра,
          крадутся крабы кромкой утра,
          и разум - ящероголов.
          И выползают из воды,
          вздымая тучные хребтины,
          морские ящеры. И ты
          им обрезаешь пуповины.
          Они рычат одни в одно,
          буравя крыльями лопатки.
          Морское дно обнажено.
          Беременность. Начало схватки!
          Покуда рыцарь не зачат,
          иные вводятся законы.
          Не ищут драки - лишь рычат -
          новорожденные драконы.
          Лишь вертит головой маяк
          в наивных поисках подмоги.
          Выходят евнухи в моря -
          и волны раздвигают ноги...

          _^_




          ОТЪЕЗД

          (поезд + 620, "Херсонец")
          Прежде всего:
          чьи-то прощальные губы,
          запах раздавленных завтраков,
          пыль террикона -
          Фирменный поезд
          Небритой щекой лесоруба
          сонно уткнулся
          в людской муравейник перрона
          Прежде всего:
          я уезжаю отсюда -
          в город почтовых ларьков
          и расплавленных плавней.
          Тише воды,
          в роли немытой посуды -
          можно разбиться от счастья! -
          но будет забавней:
          Тронется поезд,
          выпью вишневой настойки,
          пальцами щелкну
          и усмехнувшись проводнице,
          выйду в заплеванный тамбур,
          тесный настолько,
          что невозможно руку поднять
          и застрелиться,
          прежде всего...

          _^_




          * * *

          Фиолетовой, густой сиренью Таврии
          я весной заправлю ручку наливную.
          В этом воздухе - по-женскому - кентавровом,
          столько нежности и прыти! Я ревную.
          Я ревную в лошадином знаменателе,
          ты - кокетливо смеешься надо мною,
          Обещаешь быть послушной и внимательной,
          Я не руки умываю - ноги мою.
          Мы поскачем, но, до первого издателя,
          от которого (которой) я не скрою -
          нелегко быть в лошадином знаменателе,
          оставаясь половиною мужскою.

          _^_




          * * *

          Бушпритом корябая то, что еще
          подвыпивший боцман не принял в расчет,
          корабль предчувствует и, постепенно,
          сквозь дымку, одетую в брызги и пену,
          себя на привычную гибель несет.
          В такую погоду, в такую Елену -
          обкуренным ногтем царапаешь стену
          приморской гостиницы. Рядом с тобой
          швейцар освещает казенным затылком
          кораблик, зачатый шампанской бутылкой,
          а где-то, за дверью, робеет прибой.
          И ты, заслонившись вечерней газетой,
          прочтешь про убийство в гостинице этой -
          и на фотографии собственный труп,
          накрытый газетой, узнаешь не сразу.
          И вспомнишь слова, недоступные глазу,
          и вспомнишь глаза, недостойные губ.

          _^_




          * * *

          Возле самого-самого синего,
          на террасе в оправе настурций,
          я вкушаю вино Абиссинии,
          и скрипит подо мной обессилено,
          сладко плачет бамбуковый стульчик.
          Там, на рейде, волна полусонная,
          сухогруз, очертания мыса -
          замусолены всеми муссонами.
          Подскажи, чем тебя дорисовывать:
          высотой, глубиной или смыслом?
          Что оставить на этом листочке -
          шорох моря из радиоточки?
          или кромку песчаного берега,
          или крону упавшего дерева,
          может, свет - сквозь оконный проем?
          пусть над ним мотылек полетает.
          Оттого ли ты, горе мое,
          что для счастья тебя не хватает?

          _^_




          * * *

          Как виноград, раздавлен был и ты.
          Волынки надрывали животы,
          кудахтал бубен, щурилась гармонь,
          танцор ногами разводил огонь,
          на вертелах, ощипанная впрок,
          шальная дичь летела на восток!
          А рядом, вдоль осиновых оград,
          в давильнях целовали виноград.
          Слепила и дурманила глаза
          лазурная и черная лоза:
          - Мы вместе, брат, мы вместе - ты и я,
          - Накрытые ступнею бытия,
          еще не знаем, равные в одном,
          какое это счастье - быть вином! -
          когда в тебя, который год подряд,
          любимая подмешивает яд!

          _^_




          * * *

          В Месопотамии, там,
          где барабаны кочевников
          нежно обтянуты кожей
          плененных и ветреных женщин,
          я просыпался под эту
          печальную, дикую музыку
          и замирал, превращаясь
          в орудие слуха и зрения.
          Сердце (и всадник, и лошадь)
          за волосы приподнималось
          над Тамутамской трясиною.
          Шли носороги,
          и сахарный рог альбиноса
          был погружен
          в золоченую чашу тумана.
          Завтра, под утро,
          немытое племя масаев
          съест мою белую плоть,
          и берцовая кость им
          будет служить
          барабанною палочкой. Что же:
          - Здравствуй, любимая!
          И разреши мне ударить...

          _^_




          АТЛАНТОВ  ОМУТ

          Когда ручей тишайшее рече,
          прохладной шеей выгнувшись в ключе,
          над лебедою, ночною порою.
          Мир замирал, как скрипка на плече,
          перед игрою.
          И вновь звучал, не требуя смычка,
          одною нотой древнего сверчка,
          в одной из комнат,
          затем в лесу, затем опять в лесу
          моей квартиры, спящей на весу -
          Атлантов Омут.
          Атлантов тьма белеет тяжело,
          опять воды на кухне натекло,
          а ты, святая,
          на ужин съев куриную звезду,
          читаешь у плиты сковороду,
          желудок мой надеждами питая, -
          как запятая...

          _^_




          * * *

          Сентебряцая и колокольча,
          вертикально веной трубя,
          что ж ты, сердце мое, сердце волчье,
          принимаешь любовь на себя?
          Что ж ты, сердце мое - самоволка,
          отчего не боишься уже
          сжатых намертво, словно двухстволка,
          вороненых коленей драже?..

          В тишине земляничного мыла,
          в полумраке расплющенных дней,
          эта женщина кажется милой -
          на простреленной шкуре моей.

          _^_




          * * *

          Переливистей форели и печали,
          нам баклуши бить и ваши плечи гладить,
          в двух щепотках подавать ночной халатик,
          в коем ласточки о ливнях лопотали.
          Фраернулись эти волны. Отзвучало
          бедный чико, так и ты навеки сгинешь.
          Жопа в мыле у аркадьевских причалов -
          видно к шторму. Отойди от штор, простынешь.
          Кушай вишни в проштампованной постели,
          словно в прошлом - так знаком пододеяльник,
          так печально за окном шипит паяльник
          и блестит шальное олово форели.
          Вот еще немного смысла и немного
          надподсолнечного масла на ожоги.
          Ты выходишь из себя: и слава Богу!
          Слава Богу за отрубленные ноги.

          _^_




          * * *

          Мой милый друг! Такая ночь в Крыму,
          что я - не сторож сердцу своему.
          Рай переполнен. Небеса провисли,
          ночую в перевернутой арбе,
          И если перед сном приходят мысли,
          то как заснуть при мысли о тебе?
          Такая ночь токайского разлива,
          сквозь щели в потолке, неторопливо
          струится и густеет, августев.
          Так нежно пахнут звездные глубины
          подмышками твоими голубыми;
          Уже, наполовину опустев,
          к речной воде, на корточках, с откосов -
          сползает сад - шершав и абрикосов!
          В консервной банке - плавает звезда.
          О, женщина - сожженное огниво:
          так тяжело, так страшно, так счастливо!
          И жить всегда - так мало, как всегда.

          _^_




          ПОСТСЕКСУАЛЫ

          Покачиваясь в амфоре одесского "Икаруса",
          я Вам шептал о ветренном и одиноком парусе.
          Я Вам мусолил Кушнера, я Рейна Вам насвистывал
          и пальчиком Лимонова - под юбкою неиствовал!
          Затем: диван, лобзания, "известные" усилия -
          так действует поэзия, (особый вид насилия!).
          Вино в стихах, отдельная квартира от родителей,
          А хочешь, будь Юпитером, быком-производителем,
          Но! Не ломай просодию, читай стихи взыскательно,
          иначе не получится. Не даст. И окончательно.
          Запомнить - дело плевое, но перед Вашей плевою -
          ну что такое - правая и что такое - левая?!
          Бессмертные, пошлейшие. Нас вывезут в Аркадию,
          к Овидию - на видео, и с бабелем - на катере!
          Нас вывезут чиновники, рифмовником грозящие:
          Неужто, вы, бегущие и по волнам скользящие?

          _^_




          НОВЫЙ  ШЕКСПИР

          Большие мотыли,
          мохнатые кудесники, авгуры,
          страшилища ночные,
          осипшими крылами хлопоча,
          В пылу библиотек,
          в нетронутых садах макулатуры -
          летайте, расшибайтесь!,
          блаженствуйте на лезвии луча.
          Хотел сказать: Свеча, -
          да спички почему-то отсырели,
          хотел на ощупь вымолвить: Гори!..
          Отелло спал в задушливом мотеле,
          лишь мотыли на шторах шелестели
          и молоком мерцали изнутри.
          - Подай платок,
          приди ко мне ОТТУДА,
          с плацкартных полок
          книжного тепла.
          Где жизнь и смерть -
          лишь насморк и простуда -
          одной иглой прошитые крыла.

          _^_




          * * *
                Олесе

          О чем с тобой поговорить,
          Звереныш мой? Зима. Охота, -
          порою свитер распустить,
          чтоб распустилось в мире что-то.
          На ветках и в карманах - голь,
          страна, одной рукой страничит,
          другой - дарует боль. И боль -
          здесь с вдохновением граничит.
          О, этих дач морозный чад,
          раздетый алкоголь, обеды.
          Ты одиночествам беседы -
          не верь: счастливые молчат!
          Звереныш мой, минувшим летом
          я сам себя не замечал,
          и тысячи стихов об этом
          тебе, родная, промолчал.
          Теперь - зима, широколобость
          церквей, больничный хрип саней.
          И еле слышно пахнет пропасть
          духами женщины моей...

          _^_




          * * *
                В. Глоду

          Играла женщина в пивной
          за полюбовную зарплату,
          И поцарапанной спиной
          мне улыбалась виновато.
          Дрожа в просаленном трико
          под черным парусом рояля,
          Слегка напудренным кивком
          на плечи музыку роняя.
          Играла, словно мы одни,
          забыв на миг пивные морды,
          И пальцами делила дни
          на черно-белые аккорды.
          Над чешуей в клочках газет
          привычно публика рыгала,
          И в одноместный туалет -
          тропа бичами заростала.
          И в лампочке тускнела нить,
          теряя медленно сознанье,
          как будто можно изменить
          нелепой смертью мирозданье.
          Играла женщина! И жаль
          ее мне было за улыбку,
          И под подошвою педаль
          блестела золотою рыбкой...

          _^_




          * * *

          Деревянные птицы настенных часов,
          перелетные птицы осенних лесов.
          За отсутствием времени, дров и слуги,
          первых птиц - расщепи и камин разожги,
          а вторых, перелетных - на этом огне
          приготовь и отдай на съедение мне.

          Виноградная гроздь. Сквозь мускатные чичи
          проступает ночное томление дичи -
          самой загнанной, самой смертельной породы,
          сбитой слету, "дуплетом" нелетной погоды.

          Не грусти, не грусти, не старайся заплакать,
          я тебе разрешил впиться в сочную мякоть,
          я тебе разрешил из гусиного зада -
          выковыривать яблоки райского сада!,
          авиаторов Таубе, аэропланы.
          Будем сплевывать дробь в черепа и стаканы,
          И не трудно по нашим губам догадаться -
          Поздний ужин. Без трех поцелуев двенадцать.

          _^_




          * * *

          Выйду из себя - некуда идти,
          а приду в себя - прихожу к тебе.
          Словно шар земной - белкой раскрути:
          или в январе, или в октябре
          Встретится в саду старая скамья,
          цвета отставных, хрупких бригантин,
          Спросишь ты меня: приходил ли я?
          И душа шепнет: нет, не приходил.

          _^_




          НА  ЮЖНОМ  БАЗАРЕ

          Там фыркает форель из венского фарфора
          и камфорою пахнет в начале разговора.
          и сердце не болит, что умирать - не скоро.

          Светает так легко, и, видно, неспроста
          не жалует себя ночная темнота,
          где листопад похож на чтение с листа.

          Пивные погреба, ломбарды и лавчонки,
          соленые орешки, соломенные челки,
          ворованный огонь божественной печенки!

          Воздушные шары, надутые "на шару",
          взмывают над тобой. И тянутся в кошару
          остриженных овец руины светлых рун.

          Базарное светло, трепло и терпеливо!
          копченые лещи, процеженное пиво,
          рахат-лукум, халва. Хвала тебе, ханум!

          Отдохновенье душ - в признании других,
          в базарном торжестве подарков дорогих.
          Не нужно, не жалей, купюрами хрусти
          и щедростью своей - любимую прости!
          Она перед тобой. Она твоя настолько,
          что меркнут все стихи, все сладости Востока,
          все мысли о себе. Произведен расчет:
          и фыркает форель, и камфора цветет...

          _^_




          * * *

          Я приближен к твоим рукам!
          Так, на утлых, пальмовых лодках,
          островитяне к материкам
          приплывают за метео (с водкой?).
          Я приближен к твоим "прости"
          увеличенной силой зренья.
          И пускай на моей совести
          о тебе ни стихотворенья:
          Бубенец на одну версту,
          Айловьюга на две ночевки!
          Я в тебе, как язык во рту -
          что ты хочешь сказать? О чем ты?

          _^_




          ВЕСНА  В  ТАВРИЧЕСКОМ  САДУ

          День айседоров и протяжен,
          как будто выстиранный шарф.
          Ворота пьют на брудершафт
          из навесных замков и скважин!
          И, заложив "за воротник",
          ворота валятся в цветник
          И прижимают грузной тенью
          сирень.
          И ржанье ржавчины, и шепот
          в пазах, меж пальцами травы,
          И запах спиленных решеток,
          и статуя, без головы,
          плывет задумчиво у входа.
          До синевы, до небосвода
          процежен воздух ранних слив!
          А мы сегодня в капитанах,
          и сад - сидит на чемоданах,
          и ожидается разлив.
          Когда, отмаявшись в апреле
          и настоявшись на руках,
          Речная тина, еле-еле -
          звенит в тарншейных
          позвонках!
          Разочарованное чудо:
          весенний ливень, слой слюды.
          И подходящая посуда -
          ночные волчии следы-

          _^_




          * * *

          Моя летающая клеть
          еще не научилась петь:
          и тишину, и тень, и тенор
          себе присвоил сдохший кенарь,
          оставив золоту - блестеть.
          О, сколько воздуха и прыти,
          зерна, закрытий и открытий! -
          впитали прутья и кольцо -
          на нем висит (а, впрочем, редко)
          моя летающая клетка,
          мое крылатое лицо.
          Весна моргает несвободно
          сквозь пальцы морга и ОСВОДа
          в надежде ересь рассмотреть.
          Но обнаружит - кто угодно,
          что так пуста
          и - так СВОБОДНА! -
          моя летающая клеть.

          _^_




          * * *

          Выкуришь сигарету - вот и прошла минута.
          Нету счастливей казни, чем говорить кому-то,
          спрятанному в портьерах воздуху, канарейке:
          - Вот и прошла минута. Кончились батарейки.
          с женщиной не простишься, скомкаешь все конверты,
          выкуришь сигарету и заживешь по-смерти,
          И по тебе надрывно будут гудеть под утро
          дачные электрички: "Вот и прошла минута"
          Церковкой и люцерной, Моцартом и цикутой,
          вечностью надышаться, словно одной минутой!
          Птичка уснула в клетке. Воздух горчит вечерне.
          И ожидает сердце - новое назначенье...

          _^_




          * * *

          Час неровен, и бес - не в ребро,
          а в Рембо!
          Ум за опиум крымских акаций.
          Удивление Ли или нежная Бо.
          Кто на что в этой жизни Гораций?

          _^_




          * * *

          Еще темно и так сонливо,
          что говорить невмоготу.
          И берег спит и ждет прилива,
          поджав колени к животу.
          Желтее корки мандарина,
          на самом краешке трамплина
          встает на цыпочки звезда.
          И, словно вплавь, раздвинув шторы,
          еще по локоть кистеперый,
          ты возвращаешься туда,
          где в раскаленном абажуре,
          ночная бабочка дежурит -
          и свет, и жизнь, и боль впритык!
          Ты возвращаешься в язык,
          чтоб слушать -
          жалобно и жадно -
          рассвет, подвешенный за жабры,
          морской паром, по-леера
          запруженный грузовиками,
          грушевый сад, еще вчера
          набитый по уши сверчками!
          Простор надраен и вельботен,
          и умещается в горсти.
          И ты свободен. Так свободен,
          что некому сказать: "Прости..."

          _^_




          * * *

          Рыжей масти в гостиной паркет -
          здесь жокей колдовал над мастикой.
          И вечерний бутылочный свет
          был по вкусу приправлен гвоздикой.
          За щекой абажура опять -
          то ли Брамс, то ли шум Гелеспонта.
          Хоть кента приглашай забухать,

          хоть кентавра купай из брансбойта!
          Вот стихов удила - поделом,
          видно, выдохлись лошади эти.
          И осталось уснуть за столом
          и проснуться. В грядущем столетьи.

          _^_




          * * *

          Оставим женщин сплетничать в саду,
          греметь посудой, колдовать еду.
          Оставим их, не видевших друг друга,
          пожалуй, год. И коль не брать в расчет:
          ни телефон, ни наших писем с юга,
          ни наших книг босяцкий переплет.
          А новые наряды? Жизнь течет
          внутри разлук спасательного круга.
          Жизнь происходит наспех. Молодым -
          что не кури - все выдыхаешь дым
          Отечества. Верблюды и ковбои.
          Мы обещали женщинам Париж!
          каштанов жар и хлад берлинских крыш,
          Италии влюбленное любое!
          О, море "о", сквозь ад поспешных "да"
          "на собственные денюшки уедем,
          на белом пароходике умчимся,
          на утреннем, заморском тити-мити"
          И больше не вернемся никогда!
          И больше никогда вернемся не.
          Оставим их. Сгорим в одном огне -
          за пару слов, за парусник вдали,
          за то, что мы исполнить не смогли.
          Все дальше век, все ближе небеса,
          все тише наших женщин голоса.

          _^_




          * * *
                  И. Полищуку

          Был полдень, полный хрупкой тишины
          и свежести раздавленных арбузов,
          и горизонт, вспотевший со спины,
          лежал, как йог, на мачтах сухогрузов.
          На набережной отдыхал народ,
          под мышками каштанов, под кустами,
          курили проститутки всех пород,
          устало обнимаясь с моряками.
          И пахло пивом у причальных тумб,
          машинным маслом, сажей и духами,
          и небо, под прицелом мачт и труб,
          молчало, прикрываясь облаками.
          В саду оркестр начинал играть
          мелодии из старых водевилей,
          И мне хотелось музыкою стать,
          чтоб под нее прощались и любили.

          _^_




          * * *

          Озябший огонек сутулился в ночи,
          присев передохнуть на краешек свечи,
          присел и задремал, уткнувшись лбом в стекло-
          шади в ночное шли, поводья закусив,
          томи-и-тельно и долго (здесь авторский курсив).
          Речь-ная тишина. Рыбачьи шалаши.
          Весна и весел всхлип: "Шаландыш, не дыши!
          Уставших не буди." В заброшенном дому -
          так тихо и светло бывает одному,
          что небо узнаешь по привкусу земли,
          и, с губ твоих вспорхнут ночные мотыли -
          крылатые зрачки целованных очей.
          Так тихо и светло, как будто ты - ничей.
          Среди лечебных трав, кореньев, сигарет
          есть книжный корешок и Пушкина портрет,
          и язычок свечи, которым повторишь:
          Шаландыш, не дыши! И ты, мой друг, сгоришь.

          _^_




          * * *

          "Крутится-вертится шар голу,
          крутится-вертится шар голу"-
          Бой часов в запыленном углу,
          полуголые лежим на полу.
          Голубь в окне шаркает, голу-
          бь в окне шаркает, го,
          проглотивший изношенную иглу
          проигрывателя - "Переможцю в ГО".
          И поэтому - как на тебя не ложись,
          Уже не вспыхнет победно жесть -
          На проигрывателе. "Не в жисть!" -
          Так говорит мой тесть.
          И этот недоношенный матрац,
          словно списанный на берег матрос,
          нашу искобеляющую страсть
          не понимает. И возникает вопрос:
          Если смерть - продолжение жизни в раю,
          значит я для кого-то тебя люблю?
          Значит я для кого-то тебя,
          Для кого-то. Тебе покупаю колготки
          и свой день рождения - 10 октября -
          встречаю с тобой в абсолютной тиши,
          хоть кол на голове теши,
          или служи на подводной лодке?
          Моя теща - колибри, мой тесть - калибр
          пистолета, который к тому же,
          лежит под подушкой, и который: "бр-р" -
          с омерзением вытаскиваю наружу,
          вытаскивают наружу, вытаски
          Ты посмотришь в окно тяжело, полуночно,
          за которым - весна, за которым в тоске,
          словно лист, разрушающий тесную почку,
          зеленеет фонарик в кабине такси.
          За которым заводится с полоборота
          тишина - едет в парк. Для кого?
          - Для кого-то!
          Едет в парк, наблюдая затменье луны,
          напевая пластинку с другой стороны.

          _^_




          * * *

          Вдохновенье выдоха и вдоха,
          привкус флейты в воздухе ночном.
          Шепотом придумаешь эпоху -
          ну о чем с ней говорить, о чем?
          чтоб весною мысли черновые,
          птичьи гнезда, словно узелки,
          завязать на связки горловые
          и не вспомнить. Ни одной строки!
          чтоб чернильным крестиком сирени -
          не перечеркнуть - перекрестить
          Женщину своих стихотворений,
          Женщину, способную простить.
          потому, что мне сегодня плохо,
          милая, родная наизусть! -
          я могу придумывать эпоху,
          а тебя - никак не научусь.
          Этих губ доверчивую алость
          надобно бессмертьем наказать!
          Если б в сердце что-нибудь сломалось,
          так сломалось - что не досказать.

          _^_




          РЕЧНЫЕ  ОБЛАКА

          Телячии мозги,
          одетые легко
          в багровый пар твоих
          вечерних облаков,
          Не мыслят о любви, о смерти
          и плывут в страну для дураков,
          в последний свой приют.

          Под ними без труда,
          у берега в руке,
          бежит, бежит вода
          на длинном поводке.

          И отражаясь в ней,
          они плывут всегда.
          становится красней
          и берег, и вода.

          Какое счастье и
          несчастие вдвойне -
          не думать о любви
          и отражаться в Ней!

          _^_




          * * *

          Мой старый бард,
          твоя душа - ломбард,
          поношенных вещей столпотворенье.
          Над ними совершенствует паренье
          голодный ангел - трепетная моль,
          крылатая мольба. Аэрозоль.

          Жизнь оставляет вещи под залог,
          звенит монетой в глубине кармана,
          и вновь уходит. Остается Бог
          и Сын Его, и дочь твоя - Оксана.
          Мой старый бард
          оленей и лосин,
          похожий на оглохшую петарду,
          Уходит Бог. Но, остается Сын -
          и жизнь несет распятие к ломбарду.

          _^_




          * * *

          И жизнь прошла, и смерти не осталось,
          и поровну нам нечего делить.
          Лишь ветреная девочка - усталость
          советует по чарочке налить.
          Друзья мои, мне стыдно перед вами -
          за вас и за свою белиберду.
          Лишь пахнет тишиной и соловьями
          бульдозер в Ботаническом саду.
          Три круга ада - школьные тетради
          вместить сумели в клеточки свои.
          Дешевле яда или Бога ради -
          моя любовь и эти соловьи?
          И эта ночь, впряженная в телегу
          скрипучего, еврейского двора,
          когда звезду в преддверии ночлега,
          как лампочку, выкручивать пора.
          О, сколько междометий пролисталось!
          где запятая - там и воронье.
          А жизнь - прошла, и смерти не осталось,
          и смерти не осталось у нее.

          _^_




          * * *

          Стояла ночь у изголовья
          прибрежных трав и лебеды.
          И терлась шкурою воловьей
          о спину вымершей воды.

          Закрыв глаза, звезда не знала,
          что ослепительно сияла
          на небосклоне сентября.

          И мы свои глаза закроем,
          дыша отравой и покоем.
          И темнотой. Внутри себя.

          _^_




          * * *
            Он принял их правила игры. Он
            засыпал, положив голову на их камни.
            Антуан де Сент-Экзюпери
            "Планета людей"

          Мне б дожить до врагов,
          неподкупных и мудрых,
          и достойных стрелять,
          револьверуя, в грудь -
          с девяноста шагов,
          Распрямляющих кудри,
          с девяноста шагов,
          не дающих уснуть.
          Мне б дожить до врагов,
          как до собственных книжек
          самородных кровей.
          И тогда небеса,
          ослепленные светом
          вспотевших подмышек,
          На мое безрассудство
          Закроют глаза.
          И тогда я смогу,
          и тогда я успею
          все свои страдивари
          стерпеть и сыграть!
          Только прежде к любимой
          вернусь, отогрею,
          после снега, в четверг,
          разучусь умирать.
          Позвонят мне враги,
          приглашая на ужин.
          К ним отправлюсь скорей,
          на попутных скользя.
          Я, по-прежнему, враг,
          я, по-прежнему, нужен!
          И друзьям от меня
          отказаться нельзя.

          _^_




          * * *

          Парашютными шелками шурша,
          раскрывалась запасная душа.
          Я качался на небесных весах -
          одинокий, но в семейных трусах!
          Я качался и глядел свысока -
          подо мной лежал нетронутый мир,
          и расстегивала джинсы река,
          в тонких пальчиках сжимая буксир.
          Южный ветер, загорелый сатрап,
          он невидим - и поэтому прав:
          всем деревьям в корабельных лесах
          задирает юбки, как паруса!
          Раскрывалась запасная душа.
          Красным воздухом тревожно дыша,
          я качался, будто бы на воде,
          словно женщина несла в животе.

          _^_



          © Александр Кабанов, 2002-2003.
          © Сетевая Словесность, 2002-2003.






19.09.2003 Сегодня в РЖ Экзамен экзамену, или об объективности тестов ЕГЭ   Между светом и тьмой: муки самопознания   Это критика   Искусство 11 сентября   Гарвард: трехсотлетие Петербурга-5   Чечня пред выборами: упущенные возможности   Две башни   Путин в Полтаве-2   Европа: политика не-мощи   О времени и о реке   Хрустальная машина   бабушка... дедушка... яма... копал   Головные боли Америки   Валютные резервы и экономический рост   Нет смысла не участвовать во флэшмобах   Третий - решающий   Вузы: битва за профессуру   "Нет такой партии!"   Журнальное чтиво. Выпуск 147   Простодушное чтение (4)  
Словесность Рецензии Критика Обзоры Гуманитарные ресурсы Золотой фонд РЖ
Яркевич по пятницам Интервью Конкурсы Библиотека Мошкова О нас Карта Отзывы